Финансовые условия реализации основной (средней) образовательной программы основного общего образования.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование.
Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета.
Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации основной образовательной программы основного общего образования осуществляется на основе смешанного финансирования:
затраты на оплату труда покрывает региональный бюджет, затраты, связанные с содержанием зданий — муниципальный.
Региональный расчётный подешевей норматив используется на следующие расходы на год:
• расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью);
• иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.
В соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления по организации предоставления общего образования в расходы местных бюджетов также включаются расходы, связанные с организацией подвоза обучающихся к образовательному учреждению и развитием сетевого взаимодействия для реализации основной образовательной программы общего образования.
В связи с требованиями Стандарта при расчёте регионального финансирования должны учитываться затраты рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на урочную и внеурочную деятельность, включая все виды работ (учебная, воспитательная методическая и т. п.), входящие в трудовые обязанности конкретных педагогических работников.
Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объёма средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определённого в соответствии с количеством классов -комплектов (так как школа малокомплектная), для администрации - с количеством обучающихся (с соответствующими поправочными коэффициентами), и отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
Справочное: в соответствии с установленным порядком финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений:
• фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части и стимулирующей части. Рекомендуемый диапазон стимулирующей доли фонда оплаты труда — от 20 до 40%. Значение стимулирующей доли определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно;
• базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала образовательного учреждения;
• рекомендуемое оптимальное значение объёма фонда оплаты труда педагогического персонала — 70% от общего объёма фонда оплаты труда. Значение или диапазон фонда оплаты труда педагогического персонала определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением;
• базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, состоит из общей части и специальной части;
• общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника, исходя из количества проведённых им учебных часов. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективном договоре.
В локальных правовых актах о стимулирующих выплатах должны быть определены критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В них включаются:
динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности;
использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровье сберегающих;
участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта;
повышение уровня профессионального мастерства и др.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет:
• соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
• соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала;
• соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда;
• порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда предусматривается участие органов самоуправления (общественного Совета ОУ).
Для обеспечения требований Стандарта на основе проведённого анализа материально-технических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение:
1) проводит экономический расчёт стоимости обеспечения требований Стандарта по каждой позиции;
2) устанавливает предмет закупок, количество и стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП;
3) определяет величину затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП;
4) соотносит необходимые затраты с региональным (муниципальным) графиком внедрения Стандарта основной ступени и определяет распределение по годам освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС;
5) определяет объём финансирования, обеспечивающий реализацию внеурочной деятельности обучающихся, включённой в основную образовательную программу образовательного учреждения;
6) разрабатывает финансовый механизм интеграции между общеобразовательным учреждением и учреждениями дополнительного образования детей, а также другими социальными партнёрами, организующими внеурочную деятельность обучающихся, и отражает его в своих локальных актах.
При этом учитывается, что взаимодействие может осуществляться:
- на основе договоров на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования, клуба, спортивного комплекса и др.);
- за счёт выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию для обучающихся в общеобразовательном учреждении широкого спектра программ внеурочной деятельности.